Люди книги бруштейн


Люди Книги А.Я. Бруштейн "Дорога уходит в даль".

Август 24, 2015

mar_gel04:42 pm - Интернет-навигатор по "Дороге". Обновлен 20.07.2011 Друзья!В этой записи я постаралась собрать и обобщить все, что связано с попыткой комментария к книге Александры Яковлевны Бруштейн "Дорога уходит в даль".Я начала собирать эти ссылки четыре года назад, когда сидела дома с маленькой дочкой - естественно, Сашей. За это время в сети появилось сообщество людей, любящих эту книгу lyudi_knigi. Участниками сообщества было сделано множество ценных находок - архивных, библиотечных, сетевых. Появились в ЖЖ родные Александры Яковлевны и люди, знавшие ее лично, мне самой удалось познакомиться с ее родными.Здесь собраны появлявшиеся в сообществе и других местах ссылки, связанные с нашей любимой книгой. Возможно, я что-то упустила - поэтому жду вашей помощи и новых ссылок. Поскольку сейчас идет работа над комментарием к книге, я прошу всех, кто присылал мне и в сообщество lyudi_knigi материалы о книге, открыть свои имена. Если Вы не хотите раскрывать свое имя в сети, напишите, пожалуйста, мне в почту: gmma собака mail.ruИтак,1. СЕМЬЯ ВЫГОДСКИХ (ЯНОВСКИХ): Подлинная история жизни ЯКОВА ВЫГОДСКОГО (ЯНОВСКОГО) http://www.luahshana.com/8.24. Из той же гродненской семьи Выгодских-Выготских был психолог Лев Выготский, двоюродный брат Якова Ефимовича. Еще о семье Выгодских: http://berkovich-zametki.com/2007/Starina/Nomer4/Rafes1.htmКниги Якова Выгодского в Иерусалимской библиотеке:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33481.htmlО деятельности Якова Выгодского и о еврейской общине Вильны:http://www.jewish-heritage.org/agran.htmна английском:http://lyudi-knigi.livejournal.com/55839.htmlСтатья одного из участников сообщества о Якове Выгодском:http://idelsong.livejournal.com/248411.htmlФотография Якова Выгодского в 1930 годы:http://lyudi-knigi.livejournal.com/48444.htmlВоспоминания о Виленском гетто и последних днях жизни Якова Выгодского:http://lyudi-knigi.livejournal.com/41848.html#commentsИ здесь:http://lyudi-knigi.livejournal.com/52087.htmlЯд-Вашем, лист свидетельских показаний:http://lyudi-knigi.livejournal.com/44521.htmlЕще один виленский врач - возможный прототип Айболита:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35820.htmlФотографии семьи Выгодских (в романе Яновских) - Бруштейн http://fenek-ann.livejournal.com/1403.html Еще о братьях Выгодских: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33911.htmlФотография Саши http://ma-mashka.livejournal.com/79015.html#cutid1 О брате Якова Выгодского, Гаврииле Выгодском, враче-офтальмологе можно прочитать здесь http://www.mmm.spb.ru/MAPO/16/14.phpЗдесь о семье Выгодских пишет правнучка Гавриила - брата Якова Яновского.http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/40192.html Там же немного рассказывается о брате Александры Яковлевны - Семене Яковлевиче (СЕНЕЧКЕ-СЕНЮШЕ) и его семье.Книга написанная С.Я. Бруштейном:http://vnu4ka.livejournal.com/158230.html

А вот найденный участницей сообщества дед А.Я. по матери - СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ ЯДЛОВКИН:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50719.htmlhttp://parma-astar.livejournal.com/883.html#commentsИ его сын - дядя Миша:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54245.html

АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА БРУШТЕЙНСтатья Любови Кабо об Александре Яковлевне Бруштейн: http://www.lechaim.ru/ARHIV/105/kabo.htmЮбилейное стихотворение Маршака,посвященное Бруштейн: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/34210.htmlЛев Копелев об Александре Бруштейн:http://www.jewish-library.ru/orlova/myi_zhili_v_moskve/1-4.htmБиблиография А.Я. Бруштейн: http://www.philipp-bittner.com/Bse/A-GOGO/0405.htm Статья о Бруштейн в Еврейской энциклопедии:http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10781&query=Мемуары об Александре Яковлевне: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/37292.htmlhttp://www.pahra.ru/chosen-people/simukov/brushtein/index.htmhttp://soyuzpisateley.ru/colzo/35/35valper.htmСын Александры Яковлевны Михаил Бруштейн и Даниил Хармс:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/22973.htmlТекст книги А.Я. Бруштейн "Вечерние огни": http://vnu4ka.livejournal.com/146452.htmlСтатья о "Вечерних огнях": http://booknik.ru/publications/?id=31825Там же - довольно спорная статья "Вопросы и ответы в семье Яновских":http://booknik.ru/context/?id=17081Пьеса "Голубое и розовое" - первые подступы к "Дороге..."http://lyudi-knigi.livejournal.com/54467.htmlИ другие ее книги:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54712.htmlМогила Александры Яковлевны на Новодевичьем кладбище: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/31303.htmlПортрет дочери А.Я. Бруштейн - Надежды Надеждиной:http://lyudi-knigi.livejournal.com/43413.html

ФОТОГРАФИИ ГЛАВНЫХ И ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ КНИГИ (ПОДБОРКА):http://public.fotki.com/lana999/others/f7e33/и о самих героях (отчасти дублирует другие ссылки):http://journals.fotki.com/lana999/f8ade/

ВИЛЬНЮССКИЕ АРХИВЫ - продолжение следует:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54955.htmlи памятные книги:http://lyudi-knigi.livejournal.com/55180.html

ПОДРУГИ САШИ.Больше всего известно о Лиде Карцевой - Марии Картавцевой: http://raf-sh.livejournal.com/191956.html?view=4559060#t4559060 Как сложилась ее судьба - что не известно. Вот одно из предположений:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50009.htmlТам же в комментариях список выпускниц Смольного Института. К сожалению, пока ничего не известно о прототипах Тамары и Лени Хованских. Но есть уже первые попытки их разыскать:http://lyudi-knigi.livejournal.com/49894.htmlИ попытки разыскать Ивана (Исаака?) Константиновича Рогова:http://lyudi-knigi.livejournal.com/53427.htmlhttp://lyudi-knigi.livejournal.com/53529.htmlМакс Штейнберг, друг Лени, выпускник первой Виленской мужской гимназии http://www.petergen.com/history/wil1gim.shtmlЕще о композиторе Максимилиане Штейнберге: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29117.htmlИ его сестре Диночке Штейнберг - Валентине Щупак, санскритологе:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29462.htmlhttp://odysseus.msk.ru/numbers/?year=2005&id=83Можно предположить, что настоящая фамилия Мани Фейгель - Фейгина. Тогда в списках окончивших Виленскую гимназию в 1892 году с золотой медалью есть ее брат - Мордко Фейгин (в книге - Матвей Фейгель).Несколькими годами раньше ту же первую Виленскую мужскую гимназию окончил Василий Шверубович - будущий Василий Иванович Качалов http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/5109/bio/Вот еще один список выпускников Виленских гимназий http://kdkv.narod.ru/Vilna/Vilna-full.htm. Там, кстати, есть Константин Норейко - возможно, двоюродный брат Мели, сочинившей про красавицу Андалузию:) В этих же списках есть и Выгодские - Гавриил (Ганя) и Михаил (видимо, Мирон). Есть в этих списках и еще ряд хорошо знакомых по книге фамилий: Юлиан Пальчик (не у его ли отца, доктора Пальчика, "сломали кушетку пополам"), Александр Стембо (в книге упоминается доктор Стембо), Сигизмунд Юндзилл (фамилия этого доктора также есть в книге). А вот прототипом Гриши Ярчука мог быть либо Иосиф Каменецкий, либо Михаил Мозонсон (только эти еврейские юноши окончили гимназию в 1902 году с золотой медалью). В один год с ними закончил с отличием гимназию и виднейший востоковед-арабист И.Ю. Крачковский.

ИНСТИТУТЭкзамены в институт. Процентная норма в дореволюционной России:http://www.eleven.co.il/article/13338Полное название института, в котором училась Саша, - Виленское Высшее Мариинское училище. В его начальницу - Александру Яковлевну Колодкину (Колоду) - действительно был влюблен И.А. Гончаров.Об истории их отношений можно прочитать здесь http://next.feb-web.ru/feb/gonchar/critics/gvs/gvs-086-.htmО директоре Тупицыне - в комментариях: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/30621.htmlА вот - список учителей Виленского Высшего Мариинского училища:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35972.htmlИ другие документы института:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/34628.htmlСтандартный учебный план для мариинских институтов:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/30936.htmlГродненская женская гимназия, куда перевели Гренадину:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/?skip=50А аттестат Мариинского училища выглядел так:http://lyudi-knigi.livejournal.com/34628.html#comments

ВИЛЬНОЖЖ-путеводитель: Вильнюс А.Я. Бруштейн:http://gornyj.livejournal.com/284456.htmlСтатья Генриха Аграновского "Памятники еврейской истории и культуры в Вильнюсе":http://www.jewish-heritage.org/agran.htmПушка на горе Гедимина: http://szhaman.livejournal.com/452751.htmlЗамковая гора:http://szhaman.livejournal.com/447064.htmlПанорама Вильны:http://szhaman.livejournal.com/370567.htmlСтатья из энциклопедии Брокгауза и Ефрона о Вильно http://shatura.laser.ru/E/%f7%c9%cc%d8%ce%c1.htmlПрекрасная коллекция путеводителей по Вильно:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/13480.htmlВильнюсские адреса книги: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/39443.html И еще немного: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35137.htmlСовременные фотографии Вильнюса: http://melanyja.livejournal.com/523994.htmlВильно в акварелях Добужинского: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/40454.htmlhttp://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33779.htmlОстра Брама:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/8343.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/443310.htmlБотанический сад:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/13668.htmlРесторан Ботанического сада и афиши, подобные тем, которые читала Юлька:http://szhaman.livejournal.com/176110.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/371891.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/393237.htmlЕще старые фотографии Вильны:http://szhaman.livejournal.com/415691.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/418204.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/419597.htmlФильм о Вильно:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35449.htmlЗамок в Троках:http://szhaman.livejournal.com/400386.htmlО виленских евреях:http://szhaman.livejournal.com/392464.htmlВанька-извозчик на улице Вильнюса:http://szhaman.livejournal.com/457243.htmlМатка-боска Острабрамска, Ченстоховска:http://lyudi-knigi.livejournal.com/42369.html

РЕАЛЬНЫЕ ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ И СИТУАЦИИ:Юноша, читавший монологи Чацкого и Онегина на Замковой горе, - Илларион Певцов, сыгравший потом роль полковника в "Чапаеве". http://www.krugosvet.ru/articles/99/1009969/1009969a1.htmКомиссаржевская в Вильне:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50665.htmlЕще информация о гастролях Комиссаржевской в Вильне:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/36437.htmlНо больше всего - у самой А.Я. Бруштейн в книге "Страницы прошлого". О Валентине Свиридовой, Леле Мухиной и печке-Фернанде:http://lyudi-knigi.livejournal.com/51616.htmlЮзеф и Станислав Древницкие - http://n-t.ru/ri/gn/kl10.htmСтатья в "Костре"http://www.kostyor.ru/archives/5-08/heros.phphttp://www.minsk-old-new.com/minsk-2984.htmhttp://www.peoples.ru/sport/parachuter/andre-jac_garneren/http://www.activesport.info/index.php/commands/cmd_show/res_appendix/res-rec_20/index.htmlhttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20046/Рассказ Короленко "Парадокс" о безруком художнике - видимо, другом, хотя место и время действия почти совпадают http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0210.shtmlБуду признательна, если кто-то сможет указать прототипа. Казнь революционеров, о которой рассказывает Павел Григорьевич: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/38681.htmlОчень подробная статья о "якутском деле" здесь:http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer9/Gurevich2.phpОдин из них - Лев Матвеевич Коган-Бернштейнhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/57140/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BDДругой - Альберт Львович Гаусманhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/32333/Ð“Ð°ÑƒÑÐ¼Ð°Ð½В поисках прототипа Павла Григорьевича:http://lyudi-knigi.livejournal.com/45853.htmlГирш Лекерт и покушение на губернатора Вильны:http://www.eleven.co.il/article/12409Что играл в память бабушки Леня? Скорее всего:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/32605.htmlСтатья Короленко "Мултанское жертвоприношение": http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtmlЗдание уездного суда в Елабуге, где происходило слушание дела:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29937.htmlТюремный доктор Эйхгольц:http://www.medline.ru/public/histm/medmono/100/10.phtmlО нем еще - в "Цветах Шлиссельбурга".Книжка "Галерея детских портретов":http://lyudi-knigi.livejournal.com/55839.html

ИЗ ЗАБАВНОГО:"День прошел, иду ко сну..." http://en.wikipedia.org/wiki/Luise_HenselСтихотвореньице, которому учила Сашу Фрейлен Цецильхен:http://lyudi-knigi.livejournal.com/44871.htmlСтихотворение "На листочке алой розы...": http://ggordeeva.livejournal.com/235348.html?view=827220#t827220А вот так выглядел девичий институтский альбом:http://valaamov-osel.livejournal.com/80737.htmlИллюстрации к роману Мели Норейко "Страдалица Андалузия":http://buckland.narod.ru/newpages/imajes/andaluzia.htmПечень по-гусарски, которую готовила мама Люси Сущевской:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/26616.htmlКнига "Сапоги Карла Маркса":http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/26214.html

Декабрь 25, 2016

taliona10:49 am - Полезно копаться в архивах иногдаС благодарностью begemotik64 за приведение поста и фотографий в божеский вид.

Давненько тут никто ничего интересного не выкладывал.

Так что, давайте я вам покажу, что я нашла.Копалась я в своем семейном древе, ходила по разным сайтам по литовской генеалогии в поисках предков и, как водится, плавно переехала на «Дорогу»;.Ввела Выгодского. Потом Бруштейн, а потом пошло-поехало.

( Читать дальше...Свернуть )

Ноябрь 13, 2013

sitara_white02:41 pm - О "портрете в тяжелой раме" в доме Лиды Карцевой."На другой стене висит большой портрет в тяжелой раме — красивая женщина в бальном платье.

— А это твоя мама? — спрашивает Варя.

Лида смеется:

— Нет, это другая моя тетя. Жена моего дяди. И тоже писательница — Мария Крестовская."

Есть портрет Марии Всеволодовны Крестовской кисти Репина, он довольно известный: она в черном платье, но не бальном, с книгой.А недавно наткнулась на фотографию Марии Всеволодовны в бальном платье, тоже черном. Мне почему-то кажется, что портрет был похож на эту фотографию.

фото из http://nordser.livejournal.com/5536.html

Сентябрь 23, 2013

o_p_f07:42 pm - "- Папа! Что такое "село Мултан" и что там случилось?" - Папа! Что такое "село Мултан" и что там случилось?

Оправданные мултанцы и их защитники: Стоят слева направо: В.Г. Короленко, Н.П. Карабчевский, М.И. Дрягин, П.М. Красников. Снимок Ф.А. Патенко, 4 июня 1896 года

Оригинал взят у alice_smile в Мултанское дело

Я сейчас читала книгу Бруштейн "Дорога уходит в даль..". В одном из томов обсуждается мултанское дело и красной линией идёт мысль о том, что оно было полностью спровоцировано и раздуто царской властью. Покопалась я в гугле и оказалось, что всё не так. Книга, правда написана революционеркой и в советсткое время, но если бы я не полюбопытствовала - так бы и считала, что это была правда. А было так:Мулта́нское де́ло — процесс мая 1892 года над группой крестьян-удмуртов (в те времена их называли «вотяками») из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии. 10 жителей этого села обвинялись в ритуальном убийстве — человеческом жертвоприношении языческим богам.Художник Белых Валентин Леонидович"Арест мултанцев. (Мултанское дело 1892-1896гг.)" х.м. 100*200 см. 1998 г

Июль 23, 2013

uchilla12:05 am - Что дали 20 минут поиска на иврите.

Вот свидетельские листы из Яд Вашем: http://db.yadvashem.org/names/nameResults.html?lastName=%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lastNameType=THESAURUS&place=%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8E%D1%81&placeType=THESAURUS&language=ru.Можно попытаться связаться с потомками тех, кто их заполнял. Мне в прошлом таким образом удавалось восстанавливать информацию о пропавших людях .Что мы  видим?5 листов заполнены на д-ра Выгодского. Один - на его жену .   Этот лист и лист, где не указано имя, заполнял какой-то исследователь  ( sic!) недавно. Остальные более интересны: заполняли родственники ( племянница Мария Посек) и друзья- врачи ( один из них указал, что у Выгодского было трое детей). . Листы на Александру и Шимона - ошибка Яд Вашем ( не буду объяснять, почему я пришла к такому выводу. Кто просмотрит, увидит). Искать потомков друзей, думаю, не стоит. Мария Посек представляет интерес. Сара Розенталь из списка -её мать .Мария в 50е жила в Рамат Гане. В телефонной израильской базе данных есть 17 человек под такой фамилией, одна семья - в центре ( с них надо начинать). Можно поискать через Хевра Кадиша, что  я и сделала. Вот результат:  http://www.kadisha.biz/ShowItem.aspx?levelId=59689&template=18&ID=329215Умерла в 2002 (!), в 92 года, похоронена рядом с мужем на старом кладбище между Тель Авивом и Гиватаимом. Звонок в контору кладбища - и можно добраться до её потомков. UPD  Нашла   наследника семьи Посек, включая адрес и телефон. Поскольку он вступил в права наследства в 2002, вся информация есть в Интернете:http://www.lastwill.co.il/request/171400-%D7%90%D7%9C%D7%9B%D7%A1%D7%A0%D7%93%D7%A8-%D7%A4%D7%95%D7%A1%D7%A7http://441il.com/list/%D7%95%D7%A8%D7%A1%D7%A1+%D7%A2%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%90%D7%9C/%D7%9C%D7%99%D7%A4%D7%A1%D7%A7%D7%99+%D7%9C%D7%95%D7%90%D7%99+18+%D7%AA%22%D7%90/03/6054801.html

Апрель 15, 2012

marfa_l09:03 pm - Тетушка Евдокия ДионисьевнаЭтот вопрос освещался тут или нет? Никто не пытался найти графиню Уварову? Ту самую, сестру генерала Хованского, к которой уехала Тамара.

Обратила внимание, что адрес в Петербурге тетушки Евдокии Дионисьевны - реальный. Улица Гагаринская есть в Санкт-Петербурге. В центре исторической части - рядом Лиговский проспект, набережная, недалеко Марсово поле. Жаль, в книге не указан номер дома. "Гагаринская, собственный дом графини Уваровой". Есть только описание из письма Тамары " У тетушки дом в два этажа, четырнадцать комнат. И весь дом занимает одна тетушка!"Полезла смотреть карты, но, к сожалению, на Гагаринской улице нет особняков в 2 этажаhttp://www.citywalls.ru/search-street98.htmlМногие дома - современные. Возможно, построены на месте снесенных.

marfa_l08:09 am - Будущее героевПосле прочтения любой хорошей книги с героям не хотелось расставаться. И часто я представляла, что могло случиться с героями книги ( именно книги, а не реальными прототипами, мы знаем же о некоторых) .

Мне казалось, что Тамара Хованская , выйдя замуж за "бульдога", после революции вместе с тетушкой могли уехать за границу. Леня из-за происхождения, однозначно пострадал в репрессиях 37 года. Деда-генерала ему бы не простили. Плюс родственники (Тамара) за границей. То же ждало и Лиду. У нее тоже "благородное происхождение" и я сомневалась, что она покинет России после революции - она же тоже увлекалась революционными идеями, так что однозначно бы осталась. Хотя у нее не такие высокие родственники, как у Хованского, могла уцелеть в репрессиях. Могла ли Катя Кандаурова выйти замуж за Матвея? Православная и иудей. Сомневаюсь. Где -то тут, писалось, что в России переход из православия в другую религию был уголовным преступлением. А чтобы Матвей стал православным - мне казалось сомнительным. Гражданских браков не было. То есть, как вариант - жить необвенчанными и без благословения в синагоге. Сомнительные перспективы в царской России. Помню как меня поразил рассказ Доктора Яновского Саше о понятии "незаконорожденность". Я не хотела такого будущего для детей Кати и Матвея. Поскольку мне нравится Леня, будущее Саши, я представляла с ним ( Петербург, институт, замуж :) )

А вы представляли продолжение книги?

Апрель 14, 2012

marfa_l11:00 pm - ОбразованиеА меня всегда удивляла степень образованности Сашеньки в детстве. Один экзамен чего стоит - разбор предложения по частям речи, "взрослое" стихотворение Пушкина. Вопросы по нему - что такое Кале, какие города она знает во Франции. Что такое "вече". Сложные математические задачи. В то время, если я не путаю, ей 9 лет. Сравнивала со своим детством в 9 лет - и половины этого не знала. А еще немецкий + французский, которые она изучала и до института. Это было традиционным именно для еврейских детей? Русские, судя по экзаменам в тот же институт, особенно не напрягались.

Март 26, 2010

taanyabars12:04 am - ПересеченияНедавно в сети появилась книга воспоминаний Марии Булгаковой "Жизнь души" (вышла в 2002 году) lit.lib.ru/b/bulgakowa_m_i/ziznj_dushidoc.shtml Читая ее, я сразу же вспомнила один из эпизодов Книги. Поскольку материал очень тяжелый, я воздержусь от коментариев; замечу только, что воздействие этой истории на Сашеньку Яновскую и юную Елену Тумповскую было во многом сходным.

 

- Ночью под окнами наших тюремных камер начали строить виселицу. Маленькой дочке Гаусмана, Наденьке, нездоровилось, она капризничала и плакала: "Мама! Скажи, чтобы перестали стучать..." А Митюшка, сынок Когана-Бернштейна, спал, как наигравшийся котенок, и ничего не слышал... В ночь на восьмое августа их повесили. Мы стояли у окон наших камер и смотрели на них - в последний раз. И каждый из них поклонился нашим окнам в последний раз. Когана-Бернштейна несли к виселице на кровати: прострелянная нога еще не зажила, и он не мог ходить. Кровать поставили под виселицей, и Когана-Бернштейна приподняли, чтобы продеть его голову в петлю. ...А Коган-Бернштейн написал письмо своему маленькому сыну, где называл его: "Дорогой мой, родной, голубенький сынишка Митюшка"... Ну вот... Все! ... Рассказ Павла Григорьевича, словно горячее дыхание костра, навсегда опалил мое сердце и высушил дешевые слезы ребячьих обид, пустяковых огорчений...

 

 

            Елена Тумповская родилась в Петербурге в семье детского врача, известного своей добротой и умением лечить. В доме был достаток, благополучие, согласие и любовь. Родители видели будущее своих детей ясным и счастливым, но жизнь внесла свои коррективы.       Однажды мама, возбужденная и взволнованная, стремительно вошла в комнату и, не обращая внимания на играющих в уголке дочек, опустилась в кресло напротив мужа и, еле сдерживая слезы, стала рассказывать о только что полученном от подруги письме, в котором та описала казнь мужа-революционера.       Елена и старшая сестра Лида, позабыв о куклах, замерли, ловя каждое слово.    А мама пересказывала письмо дальше: его, тяжело больного, принесли к виселице на носилках, он простился с товарищами, с женой, которая добровольно пошла за ним в ссылку, и дал ей письмо для маленькой дочери, чтобы она прочла его, когда ей исполнится 20 лет.       После казни мужа Ревекка (так назвала ее мама) закутала девочку в меховой мешок, привязала его ремнями к маленьким санкам, которые везли олени, и так они мчались через Сибирь много дней и ночей домой, в Петербург. Елена услыхала, как мама с болью сказала отцу:    -- Вот про Трубецкую и Волконскую Некрасов написал прекрасные стихи, и их знают все. А про мужество и душевную силу Ревекки Гаусман, наверное, никто никогда не узнает.       Каким-то безошибочным инстинктом Лидия и Елена поняли сразу и совершенно правильно, что` такое "революционер", "герой", "казнь", и эти слова нашли отзвук в их душах, заняли свое место, будто они родились с этим пониманием.       Позже, когда мама будет пытаться удержать своих дочерей от революционной деятельности, упрекать друзей, увлекших их на этот путь, они ей скажут, что она сама виновата в этом, что боевой призыв на далекую, еще не ясную им дорогу они услышали от нее, когда она рассказывала о девочке в мешке, среди беспредельной снежной равнины мчавшейся на оленях с таинственным предсмертным письмом отца.

Июль 24, 2009

lyudi-knigi.livejournal.com

Интернет-навигатор по "Дороге". Обновлен 20.07.2011

mar_gel04:46 pm - Интернет-навигатор по "Дороге". Обновлен 20.07.2011Друзья!В этой записи я постаралась собрать и обобщить все, что связано с попыткой комментария к книге Александры Яковлевны Бруштейн "Дорога уходит в даль".Я начала собирать эти ссылки четыре года назад, когда сидела дома с маленькой дочкой - естественно, Сашей. За это время в сети появилось сообщество людей, любящих эту книгу lyudi_knigi. Участниками сообщества было сделано множество ценных находок - архивных, библиотечных, сетевых. Появились в ЖЖ родные Александры Яковлевны и люди, знавшие ее лично, мне самой удалось познакомиться с ее родными.Здесь собраны появлявшиеся в сообществе и других местах ссылки, связанные с нашей любимой книгой. Возможно, я что-то упустила - поэтому жду вашей помощи и новых ссылок. Поскольку сейчас идет работа над комментарием к книге, я прошу всех, кто присылал мне и в сообщество lyudi_knigi материалы о книге, открыть свои имена. Если Вы не хотите раскрывать свое имя в сети, напишите, пожалуйста, мне в почту: gmma собака mail.ruИтак,1. СЕМЬЯ ВЫГОДСКИХ (ЯНОВСКИХ): Подлинная история жизни ЯКОВА ВЫГОДСКОГО (ЯНОВСКОГО) http://www.luahshana.com/8.24. Из той же гродненской семьи Выгодских-Выготских был психолог Лев Выготский, двоюродный брат Якова Ефимовича. Еще о семье Выгодских: http://berkovich-zametki.com/2007/Starina/Nomer4/Rafes1.htmКниги Якова Выгодского в Иерусалимской библиотеке:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33481.htmlО деятельности Якова Выгодского и о еврейской общине Вильны:http://www.jewish-heritage.org/agran.htmна английском:http://lyudi-knigi.livejournal.com/55839.htmlСтатья одного из участников сообщества о Якове Выгодском:http://idelsong.livejournal.com/248411.htmlФотография Якова Выгодского в 1930 годы:http://lyudi-knigi.livejournal.com/48444.htmlВоспоминания о Виленском гетто и последних днях жизни Якова Выгодского:http://lyudi-knigi.livejournal.com/41848.html#commentsИ здесь:http://lyudi-knigi.livejournal.com/52087.htmlЯд-Вашем, лист свидетельских показаний:http://lyudi-knigi.livejournal.com/44521.htmlЕще один виленский врач - возможный прототип Айболита:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35820.htmlФотографии семьи Выгодских (в романе Яновских) - Бруштейн http://fenek-ann.livejournal.com/1403.html Еще о братьях Выгодских: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33911.htmlФотография Саши http://ma-mashka.livejournal.com/79015.html#cutid1 О брате Якова Выгодского, Гаврииле Выгодском, враче-офтальмологе можно прочитать здесь http://www.mmm.spb.ru/MAPO/16/14.phpЗдесь о семье Выгодских пишет правнучка Гавриила - брата Якова Яновского.http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/40192.html Там же немного рассказывается о брате Александры Яковлевны - Семене Яковлевиче (СЕНЕЧКЕ-СЕНЮШЕ) и его семье.Книга написанная С.Я. Бруштейном:http://vnu4ka.livejournal.com/158230.html

А вот найденный участницей сообщества дед А.Я. по матери - СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ ЯДЛОВКИН:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50719.htmlhttp://parma-astar.livejournal.com/883.html#commentsИ его сын - дядя Миша:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54245.html

АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА БРУШТЕЙНСтатья Любови Кабо об Александре Яковлевне Бруштейн: http://www.lechaim.ru/ARHIV/105/kabo.htmЮбилейное стихотворение Маршака,посвященное Бруштейн: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/34210.htmlЛев Копелев об Александре Бруштейн:http://www.jewish-library.ru/orlova/myi_zhili_v_moskve/1-4.htmБиблиография А.Я. Бруштейн: http://www.philipp-bittner.com/Bse/A-GOGO/0405.htm Статья о Бруштейн в Еврейской энциклопедии:http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10781&query=Мемуары об Александре Яковлевне: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/37292.htmlhttp://www.pahra.ru/chosen-people/simukov/brushtein/index.htmhttp://soyuzpisateley.ru/colzo/35/35valper.htmСын Александры Яковлевны Михаил Бруштейн и Даниил Хармс:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/22973.htmlТекст книги А.Я. Бруштейн "Вечерние огни": http://vnu4ka.livejournal.com/146452.htmlСтатья о "Вечерних огнях": http://booknik.ru/publications/?id=31825Там же - довольно спорная статья "Вопросы и ответы в семье Яновских":http://booknik.ru/context/?id=17081Пьеса "Голубое и розовое" - первые подступы к "Дороге..."http://lyudi-knigi.livejournal.com/54467.htmlИ другие ее книги:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54712.htmlМогила Александры Яковлевны на Новодевичьем кладбище: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/31303.htmlПортрет дочери А.Я. Бруштейн - Надежды Надеждиной:http://lyudi-knigi.livejournal.com/43413.html

ФОТОГРАФИИ ГЛАВНЫХ И ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ КНИГИ (ПОДБОРКА):http://public.fotki.com/lana999/others/f7e33/и о самих героях (отчасти дублирует другие ссылки):http://journals.fotki.com/lana999/f8ade/

ВИЛЬНЮССКИЕ АРХИВЫ - продолжение следует:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54955.htmlи памятные книги:http://lyudi-knigi.livejournal.com/55180.html

ПОДРУГИ САШИ.Больше всего известно о Лиде Карцевой - Марии Картавцевой: http://raf-sh.livejournal.com/191956.html?view=4559060#t4559060 Как сложилась ее судьба - что не известно. Вот одно из предположений:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50009.htmlТам же в комментариях список выпускниц Смольного Института. К сожалению, пока ничего не известно о прототипах Тамары и Лени Хованских. Но есть уже первые попытки их разыскать:http://lyudi-knigi.livejournal.com/49894.htmlИ попытки разыскать Ивана (Исаака?) Константиновича Рогова:http://lyudi-knigi.livejournal.com/53427.htmlhttp://lyudi-knigi.livejournal.com/53529.htmlМакс Штейнберг, друг Лени, выпускник первой Виленской мужской гимназии http://www.petergen.com/history/wil1gim.shtmlЕще о композиторе Максимилиане Штейнберге: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29117.htmlИ его сестре Диночке Штейнберг - Надежде Щупак, санскритологе:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29462.htmlhttp://odysseus.msk.ru/numbers/?year=2005&id=83Можно предположить, что настоящая фамилия Мани Фейгель - Фейгина. Тогда в списках окончивших Виленскую гимназию в 1892 году с золотой медалью есть ее брат - Мордко Фейгин (в книге - Матвей Фейгель).Несколькими годами раньше ту же первую Виленскую мужскую гимназию окончил Василий Шверубович - будущий Василий Иванович Качалов http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/5109/bio/Вот еще один список выпускников Виленских гимназий http://kdkv.narod.ru/Vilna/Vilna-full.htm. Там, кстати, есть Константин Норейко - возможно, двоюродный брат Мели, сочинившей про красавицу Андалузию:) В этих же списках есть и Выгодские - Гавриил (Ганя) и Михаил (видимо, Мирон). Есть в этих списках и еще ряд хорошо знакомых по книге фамилий: Юлиан Пальчик (не у его ли отца, доктора Пальчика, "сломали кушетку пополам"), Александр Стембо (в книге упоминается доктор Стембо), Сигизмунд Юндзилл (фамилия этого доктора также есть в книге). А вот прототипом Гриши Ярчука мог быть либо Иосиф Каменецкий, либо Михаил Мозонсон (только эти еврейские юноши окончили гимназию в 1902 году с золотой медалью). В один год с ними закончил с отличием гимназию и виднейший востоковед-арабист И.Ю. Крачковский.

ИНСТИТУТЭкзамены в институт. Процентная норма в дореволюционной России:http://www.eleven.co.il/article/13338Полное название института, в котором училась Саша, - Виленское Высшее Мариинское училище. В его начальницу - Александру Яковлевну Колодкину (Колоду) - действительно был влюблен И.А. Гончаров.Об истории их отношений можно прочитать здесь http://next.feb-web.ru/feb/gonchar/critics/gvs/gvs-086-.htmО директоре Тупицыне - в комментариях: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/30621.htmlА вот - список учителей Виленского Высшего Мариинского училища:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35972.htmlИ другие документы института:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/34628.htmlСтандартный учебный план для мариинских институтов:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/30936.htmlГродненская женская гимназия, куда перевели Гренадину:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/?skip=50А аттестат Мариинского училища выглядел так:http://lyudi-knigi.livejournal.com/34628.html#comments

ВИЛЬНОЖЖ-путеводитель: Вильнюс А.Я. Бруштейн:http://gornyj.livejournal.com/284456.htmlСтатья Генриха Аграновского "Памятники еврейской истории и культуры в Вильнюсе":http://www.jewish-heritage.org/agran.htmПушка на горе Гедимина: http://szhaman.livejournal.com/452751.htmlЗамковая гора:http://szhaman.livejournal.com/447064.htmlПанорама Вильны:http://szhaman.livejournal.com/370567.htmlСтатья из энциклопедии Брокгауза и Ефрона о Вильно http://shatura.laser.ru/E/%f7%c9%cc%d8%ce%c1.htmlПрекрасная коллекция путеводителей по Вильно:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/13480.htmlВильнюсские адреса книги: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/39443.html И еще немного: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35137.htmlСовременные фотографии Вильнюса: http://melanyja.livejournal.com/523994.htmlВильно в акварелях Добужинского: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/40454.htmlhttp://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33779.htmlОстра Брама:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/8343.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/443310.htmlБотанический сад:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/13668.htmlРесторан Ботанического сада и афиши, подобные тем, которые читала Юлька:http://szhaman.livejournal.com/176110.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/371891.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/393237.htmlЕще старые фотографии Вильны:http://szhaman.livejournal.com/415691.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/418204.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/419597.htmlФильм о Вильно:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35449.htmlЗамок в Троках:http://szhaman.livejournal.com/400386.htmlО виленских евреях:http://szhaman.livejournal.com/392464.htmlВанька-извозчик на улице Вильнюса:http://szhaman.livejournal.com/457243.htmlМатка-боска Острабрамска, Ченстоховска:http://lyudi-knigi.livejournal.com/42369.html

РЕАЛЬНЫЕ ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ И СИТУАЦИИ:Юноша, читавший монологи Чацкого и Онегина на Замковой горе, - Илларион Певцов, сыгравший потом роль полковника в "Чапаеве". http://www.krugosvet.ru/articles/99/1009969/1009969a1.htmКомиссаржевская в Вильне:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50665.htmlЕще информация о гастролях Комиссаржевской в Вильне:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/36437.htmlНо больше всего - у самой А.Я. Бруштейн в книге "Страницы прошлого". О Валентине Свиридовой, Леле Мухиной и печке-Фернанде:http://lyudi-knigi.livejournal.com/51616.htmlЮзеф и Станислав Древницкие - http://n-t.ru/ri/gn/kl10.htmСтатья в "Костре"http://www.kostyor.ru/archives/5-08/heros.phphttp://www.minsk-old-new.com/minsk-2984.htmhttp://www.peoples.ru/sport/parachuter/andre-jac_garneren/http://www.activesport.info/index.php/commands/cmd_show/res_appendix/res-rec_20/index.htmlhttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20046/Рассказ Короленко "Парадокс" о безруком художнике - видимо, другом, хотя место и время действия почти совпадают http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0210.shtmlБуду признательна, если кто-то сможет указать прототипа. Казнь революционеров, о которой рассказывает Павел Григорьевич: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/38681.htmlОчень подробная статья о "якутском деле" здесь:http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer9/Gurevich2.phpОдин из них - Лев Матвеевич Коган-Бернштейнhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/57140/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BDДругой - Альберт Львович Гаусманhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/32333/Ð“Ð°ÑƒÑÐ¼Ð°Ð½В поисках прототипа Павла Григорьевича:http://lyudi-knigi.livejournal.com/45853.htmlГирш Лекерт и покушение на губернатора Вильны:http://www.eleven.co.il/article/12409Что играл в память бабушки Леня? Скорее всего:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/32605.htmlСтатья Короленко "Мултанское жертвоприношение": http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtmlЗдание уездного суда в Елабуге, где происходило слушание дела:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29937.htmlТюремный доктор Эйхгольц:http://www.medline.ru/public/histm/medmono/100/10.phtmlО нем еще - в "Цветах Шлиссельбурга".Книжка "Галерея детских портретов":http://lyudi-knigi.livejournal.com/55839.html

ИЗ ЗАБАВНОГО:"День прошел, иду ко сну..." http://en.wikipedia.org/wiki/Luise_HenselСтихотвореньице, которому учила Сашу Фрейлен Цецильхен:http://lyudi-knigi.livejournal.com/44871.htmlСтихотворение "На листочке алой розы...": http://ggordeeva.livejournal.com/235348.html?view=827220#t827220А вот так выглядел девичий институтский альбом:http://valaamov-osel.livejournal.com/80737.htmlИллюстрации к роману Мели Норейко "Страдалица Андалузия":http://buckland.narod.ru/newpages/imajes/andaluzia.htmПечень по-гусарски, которую готовила мама Люси Сущевской:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/26616.htmlКнига "Сапоги Карла Маркса":http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/26214.html

lyudi-knigi.livejournal.com

Старый Вильнюс - Люди Книги А.Я. Бруштейн "Дорога уходит в даль".

Январь 28, 2010

taanyabars12:59 am - Старый ВильнюсЭто лучшие съемки Вильнюса, которые я когда-либо видела.Смотреть первые пять минут, пока не появится название фильма (фильм тоже хороший, но это совсем другая история). Действие фильма происходит в 30-е годы 20 века, но мне почему-то кажется, что во времена Книги все было так же, разве что фасоны одежды немного поменялись.

Если не считать того, что Вильнюс оказался в другой стране, с другим языком и другими названиями улиц...

Да. Я только вчера, просматривая разные материалы по Вильнюсу, поняла, что Саша с родителями на много лет оказалась в разных странах.И увиделись они только в июне 41-го...

Отчего Вы решили, что тот, описанный в книге визит к родителям, перед самой войной, был первым за много лет?

А это не так?Из двух соображений. Первое - что в те годы поездки за границу были очень проблематичны.Второе - потому что я вчера наткнулась на это текст http://www.jewish-heritage.org/agran.htm где было написано: "В этом доме Я. и Х. Выгодские жили вплоть до трагического 1941 года. Летом этого года к ним после длительной разлуки приехала их дочь, писательница А. Бруштейн (1884 — 1968), и внучка"

Я не знаю, потому и спрашиваю :)

Нк могла же она в советской детской книге написать про польскую оккупацию и про мирный переход границы... Там вообще много чего интересного можно зацепить, если сейчас внимательно перечитывать; я вот в прошлом году зацепилась за то, что "в нашем городе нет высших учебных заведений" - уже точно зная, что университету четыреста лет.

Он был закрыт пока Вильно был в России. В Российской империи было всего 8 университетов.

ну, не совсем так... закрыт он был Николаем I после восстания 1831 года, а до того вполне себе существовал

да, я не совсем точно выразилась. в любом случае, на рубеже веков университета в Вильне не было.

конечно, не было... его поляки открыли только в 19 году; но в детстве-то, читая "Дорогу..." я это проскакивала - ну, нет в маленьком провинциальном городе высших учебных заведений, естественно, что нет... и только когда уже точно знала, что был с 16 века, стала выяснять, куда это он пропал к началу 20...

Удивительно - как удалось написать абсолютно правдивую книгу, не затронув (или затронув очень осторожно с массой недоговорок) массы тем которые были недоступны при советской власти: еврейский вопрос, отношения Сашиных родителей с религией их судьба после революции и многое другое.Было бы интересно узнать, как проходила Книга советскую цензуру и что там при этом изменилось (не могло, увы, не измениться, насколько я знаю тогдашние порядки)

ну, некоторых тем она просто не касалась... о запрете говорить по-польски сказано, а о том, что литовский язык сорок лет был под запретом - ни слова, да и вообще собственно литовцы в книге упоминаются 4 раза; реальный папа со всей его деятельностью, естественно, заменен более приемлемым; я думаю, что книга "проходила цензуру" уже на уровне автора...

Действительно очень интересно, спасибо.Как много есть вещей, которые казались совершенно естественными детям, выросшим в СССР, и как на самом деле все было сложно...

From:Date:
gornyj
Январь 27, 2010 11:39 pm
(Link)

Спасибо за ссылочку: и город родной, и актёры по душе, а фильма не видела.

Спасибо Вам. Я фильм видела много лет назад, конечно же, совсем не помнила этой "заставки," и вообще не помнила что попугай и мама - в Вильнюсе, казалось, что в каком-то польском городе.

А для меня эти кадры, когда я впервые их увидела(тоже очень давно), были как шок. Потому что сначала я поняла, что это прекрасный и удивительный город, потом мне стало казаться, что я там была, и только за несколько секунд до того, как название прозвучало в кадре, поняла, что это Вильнюс, где я была не один раз и который оказывается не знала и не видела.

а он и был польский в это время

From:Date:
troki
Январь 28, 2010 09:33 pm
(Link)
From:Date:
troki
Январь 28, 2010 05:02 pm
(Link)

Это Вы к чему?

From:Date:
troki
Январь 28, 2010 09:51 pm
(Link)

К тому, что Сашенька могла свободно летом 1941 года (почти до конца июня во всяком случае) поехать и проведать папу, а Вильнюс уже не был польским городом.

а, так не о Сашеньке же речь! это относилось к фильму

From:Date:
troki
Январь 28, 2010 09:58 pm
(Link)

Да, но фильм же помещён был в этом сообществе, а не в сообществах, посвящённых г.Вильнюсу или творчеству Э. Севелы, и я уточнила только, что город был уже не польский на момент Сашенькиного приезда...

From:Date:
mvf
Январь 28, 2010 07:40 am
(Link)

Ага, очень атмосферная съемка. Спасибо!

Я видела фильм по произведениям Севелы, помню, с радостью узнавала вильнюсские силуэты... И Вильнюс еще неплохо показан в фильме "Крест милосердия" ("Беларусьфильм", 1992 год, реж. Д.Нижниковская, в главных ролях Анастасия Белова и Александр Домогаров) - о жизни белорусской поэтессы Алоизы Пашкевич (писала под псевдонимом Тетка), но есть ли где-то этот фильм с нормальным качеством, не знаю, его как-то показали по белорусскому ТВ - очень было мутно и даже пару раз пленка рвалась. Если кому-то попадется, обратите внимание на городские пейзажи, там костел Св. Анны и еще много узнаваемого даже для тех, кто был в Вильнюсе очень недолго.

lyudi-knigi.livejournal.com

Из эссе Быкова - Люди Книги А.Я. Бруштейн "Дорога уходит в даль".

Июль 30, 2016

jenya44408:39 pm - Из эссе Быкова(по наводке отсюда: http://el-41.livejournal.com/417652.html)

Ее родители погибли в начале Великой Отечественной: отца расстреляли немцы, мать увезли в Треблинку и убили там. Они были глубокими стариками. В мае сорок первого Бруштейн почувствовала, что надо действовать, - поехала в Литву, только что присоединенную, в тот самый Вильнюс-Вильно, город своего детства, и стала умолять, уговаривать, убеждать родителей, чтобы те немедленно переехали к ней в Москву. И восьмидесятилетняя нянька Юзефа, увидев пятидесятисемилетнюю Сашеньку, все плакала. И у мамы в комнате царила идеальная - мамина! - чистота. Она узнала всю избыточность, всю роскошь духовной жизни отца, его книги на множестве языков, начиная с латыни, его ворчание по поводу литературных новинок, поглощаемых стремительно, жадно и благодарно. И они не согласились с ней ехать - человек, деточка, должен жить там, где он укоренился, а там уж как судьба даст... «Почему судьба, а не Бог?» -переспросила она: упоминание о судьбе было непривычно в устах матери. «Потому что судьба человеком еще как-то занимается, а Бог... он что-то совсем бестолковый стал!»

А в сообществе публиковались эти слова про бестолкового Бога? Маша mar_gel, это откуда?

Юзефа была всего на 23 года старше Саши? То есть была возраста матери, Елены Семеновны?По книге складывалось впечатление что Юзефе было к 50 в то время как Cаше - 10-11.Получается, что всю свою молодость и жизнь Юзефа отдала семье Яновских, не имея своей. Несправедливость мироустройства по отношению к гувернанткам, всю жизнь не имеющих своего дома, была раскрыта в рассказе Поль, но то, что и Юзефа не имела ничего своего, я и не знала.

Выходит, что так. Я про 23 года разницы не знал, но про то, что Юзефа была жива, когда А.Я. приезжала за родителями в Литву в мае 41го, я читал в частности вот тут:

http://lyudi-knigi.livejournal.com/74660.html

Мне стало интересно про Юзефу. Что заставило ее провести всю жизнь в услужении, не имея ни дома, ни крова, ни семьи, а также, почему семья Яновских не поспособствовала тому, чтобы молодая фактически женщина смогла устроить свою жизнь и быть как то независимой, почему ею пользовались всю жизнь. Ведь именно исходя из таких соображений и дал отец Саши Полю совет уезжать во Францию, воспитывать племянницу там, а не везти в Россию. Выходит, избирательное в семье было прогрессивное мышление. Вот так мне это видится. Или же очень большая доля художественного вымысла. По крайней мере сейчас книгу я уже рассматриваю под другим углом.

Мне тоже казалось, что она существенно старше. И в сорок первом еще жива, но уже очень и очень стара...И то, что нормально воспринимается по отношению к женщине в годах, сильно удивляет, если она, оказывается, совсем еще молода.

Да, меня тоже поразила разница в возрасте Юзефы и Саши. Какая-то нестыковка. Всегда казалось, что в книге описана женщина в возрасте, где-то под 60 лет, плюс-минус. Тем более, что в эпизоде, когда Саша просит ее спрятать запрещенную книгу, Юзефа для этого использует свою "смертную справу", хотя получается, что на тот момент ей всего-то 40 с небольшим? Ну и отец Саше о Юзефе говорил, что она еще жила при крепостном праве: "Еще тридцать лет назад она была крепостная".И еще в книге много упоминаний о более преклонном возрасте Юзефы: " дажегорластая Юзефа - моя старая няня, ставшая кухаркой после водворения у нас фрейлейн Цецильхен..." и еще подобные моменты. В общем, как-то непонятно.

Edited at 2016-07-31 12:09 (UTC)

Возможно, это собирательный персонж, как и Павел Григорьевич.

Да, это мне кажется наиболее вероятным: героиня книги и реальное лицо - не одно и то же.

Ну, Сашенька в то время и свою 32-летнюю маму считает пожилым человеком :) Что касается 40-ка с небольшим - хрестоматийный пример "Мать" Горького. Она там старуха и ей, если я правильно помню, 40...

Простите, не ответила вчера - как раз ехала в Вильнюс, была в дороге. Это из неопубликованного очерка о предвоенной поездке в Вильнюс. А обсуждение, мне кажется, зашло в неконструктивное русло:)))

Маша, публикуйтесь! И давайте сюда ссылки :)А какие у Вас планы на Вильнюс?

Пока больше не было публикаций, я сейчас текст комментария свожу. осенью, "если судьба даст", будет готов. Вообще встречи с краеведами и университетская библиотека. Сегодняшние фотографии есть в фейсбуке, я там (и везде) Мария Гельфонд. Только надо, чтобы я добавила в друзья

Есть ли какие-нибудь сведения о жизни Юзефы до прихода в семью Сашеньки?Возможно, её жизнь была настолько тяжелой, она такого хлебнула в юности, что жить, "прислонясь к чужому семейству"(которое, к тому же, и воспринимало её почти как члена семьи) -- для Юзефы было гораздо лучше, чем пускаться в авантюру с заведением семьи собственной.

Я не думаю, что что-то найдется

lyudi-knigi.livejournal.com

Дмитрий Быков // «Дилетант», №7, июль 2014 года

Но кто бы мог поверить, что мемуары хорошего, отнюдь не хватавшего звезд с неба советского драматурга, воспоминания о жизни девочки из еврейской семьи, выросшей в городе Вильно в конце ХIХ века, станут бестселлером, на который в библиотеках будут многомесячные очереди? Кто предсказал бы, что трилогия «Дорога уходит в даль», где рассказывалось о деле Дрейфуса и процессе мултанских вотяков, о революционных кружках и гимназических дружбах, разойдется на цитаты, по которым многие десятилетия будут опознавать своих?

В этом году отмечается - точней, никем не отмечается - ее 130-летие: Сашенька Яновская, Шаська, как все мы ее звали вслед за гувернанткой Поль, родилась 12 августа 1884 года. Но эта самая Сашенька Яновская была ближайшей подругой и ровесницей миллионов советских подростков, которые сначала жадно ждали каждой новой книги о ее взрослении, а потом бесконечно перечитывали эти три тома.

Мы знали Бруштейн наизусть. Положительно ей были покорны все возрасты и оба пола; я думаю, Бруштейн вообще единственная, кто умудрился создать книгу, равно любезную мальчикам и девочкам. И мой сын так же свободно оперирует цитатами, которые служили паролями для нас: «Мой дуся - ксендз! Барабанчик, тамбур-мажорчик... Сто Тамарок отдам за одного Шарафута!»

2.В чем тут загадка? Корней Чуковский писал ей в восторженном письме, что в лепке характеров, в диалогах прежде всего, чувствуется крепкая рука драматурга. Все так: у Бруштейн все в большом порядке с речевыми характеристиками, и речь горничной Юзефы не спутаешь с такой же русско-польско-еврейской речью бабушки, а Гриша Ярчук — это не только фирменная приговорка «запохаживается» или шепелявое «слуфай», но и собственный строй фразы, огненная, рыжая пылкость. Но штука в том, что пьесы Бруштейн — даже лучшие и популярнейшие из них — как раз просто хорошие пьесы. То есть это ни разу не хиты. Зрители над ними не рыдали и не хохотали, а над «Дорогой» — сколько угодно. Вот как хотите, а когда она обращается к расстрелянному отцу, у которого даже могилы не было, — я всегда рыдал, даже во взрослые годы, при сотом перечитывании. И «Незабудудки, произведение Варварвары Забебелиной», «печальный бред», как высказался все тот же ее папа про их гимназический журнал, — это вот даже сейчас заставляет меня гнусно хихикать, когда я не перечитываю, а просто вспоминаю эту главу. Дело тут не в драматургии, и не в лепке характеров, и не в умении выписывать речь либо держать сюжет. Заметьте, как у Бруштейн звенит каждое слово, как мгновенно впечатываются в память ее резкие, короткие, точные фразы, как она вообще умела хлестнуть и припечатать! ("Так вот, товарищи, в романе Шпанова говна хватило на всех" — это из устного ее выступления на обсуждении «Поджигателей», а сколько таких же перлов таят ее письма и записанные младшими друзьями остроты!) Это и есть высшее писательское мастерство.

Второе объяснение славы Бруштейн — помимо ее чисто стилистического мастерства, лаконизма, темперамента — она была ослепительно нова, хотя был уже, допустим, Кассиль с «Кондуитом и Швамбранией», но у нее материал куда экзотичней. Город, где скрестились три культуры: русская, польская, еврейская. Рубеж веков. Коронация Николая II. Расследования Короленко, подпольные романы террориста Кравчинского о террористе Кожухове, грандиозная смена эпох — и на всем этом отпечаток fin de siècle с его роковыми тайнами. И не только в том эта экзотика, что действие происходит на пограничье традиций, культур, языков, — а в том, что все великое вообще рождается на пограничьях, и книга Бруштейн — во многих отношениях метис. Это и географическое, и хронологическое столкновение крайностей, традиций, поколений (в одной семье Яновских эти три поколения сталкиваются и спорят далеко не идиллически) — и такое же столкновение жанров: воспоминания, подростковая мелодрама, боевик (подпольщиков прячут, обыски, борьба гимназисток с жестокими преподавательницами), сентиментальная сказка, политический детектив, в особенности там, где Бруштейн описывает действительно страшное дело вотяков или борьбу за освобождение Дрейфуса... Вот описываю я это — и даже по описанию сразу вспоминается Катаев, и даже в названиях есть известный параллелизм: "Дорога уходит в даль" — «Белеет парус одинокий». Тем не менее смотрите, какая вещь: при всем бесспорном катаевском мастерстве «Парус» далеко не обладал тем культовым статусом, который есть у книги Бруштейн. И читать его далеко не так интересно: нет в нем той увлекательности, того стремительного сюжетного развития, того предельно серьезного авторского отношения к происходящему, какое есть в «Дороге». В чем тут депо?

Дело в еще одном пограничье: Бруштейн писала вещь внежанровую, играла в игру без правил, и книга ее существует на том же перепутье, на котором всегда стоит отрочество. Это книга детско-взрослая, интересная для любого возраста, потому что старая, почти 80-летняя Александра Яковлевна Бруштейн, которая писала эту книгу, оставалась подростком Сашенькой Яновской. И реакции у нее были подростковые, и эмоции те же, и темперамент, при всем опыте жизни, тот. А книгу Катаева, вот в чем проблема, писал взрослый человек — и отчетливо для детей, придерживаясь всех канонов жанра. Он сказал себе, что сейчас нужен Майн Рид, Вальтер Скотт — и писал историко-революционную ДЕТСКУЮ вещь, в центре которой — ДЕТСКИЙ конфликт между хорошим матросом и плохими полицейскими.

У Бруштейн же все очень не по-детски, потому что написана эта книга очень не по-взрослому. Бруштейн — прекрасный стилист именно потому, что, в отличие от Катаева, о стиле не думает. Для нее страдания и подвиги Саши Яновской — не детские игры, а настоящие открытия и трагедии. Катаев пишет в прошедшем времени, Бруштейн — в настоящем. Для нее все происходит здесь и сейчас, ничто не кончилось. У Катаева получается — и как иначе? —что революция сняла проблематику его книжки, но для Бруштейн дело мултанцев или Дрейфуса — это сегодня, сейчас, вокруг этого продолжают ломаться копья! Мне скажут, — я всегда к этому готов, — что книжка Бруштейн про евреев и, в сущности, для евреев, поэтому ничто и не кончилось... Но Боже мой! Как странно, как смешно, как, может быть, страшно было бы мне думать тридцать лет назад, что антисемитизм будет актуальной проблемой постсоветской России, что признаваться в нем будет НЕ СТЫДНО, что еврейством автора и героев будут объяснять успех или неуспех книги! Что найдутся люди, которые всерьез будут утверждать, что книга Бруштейн рассказывает о психологии еврейского заговора! (Ну как же - все положительные герои как раз евреи, главная просветительница - Маня Фейгель, и вся история в целом - о том, как евреи, вырываясь из черты оседлости, устраивают русскую революцию...) Мы не можем обойти эту проблему, и несколько слов придется сказать о ней.Разумеется, преимущество Бруштейн перед Катаевым не в том, что главные действующие лица у Бруштейн -евреи и дело происходит преимущественно в еврейской среде; кстати, Леня Хованский, Лида Карцева, Варя Забелина с бабкой-генеральшей или Иван Константинович Рогов - русские, Поль - француженка, Жозефа - полька, а денщик Шарафут вообще татарин. («Шарафут в лес ходи, вам ежикам лови))...) дело в том, что для Бруштейн история - длится, с революцией и Гражданской войной она не закончилась, и даже Вторая мировая ни одной проблемы не сняла. Невежество, глумление, стадность, снобизм, национальное и иное чванство - бессмертны; в каждом классе есть травимый и загнанный, да и с цензурой, и с прочими социальными проблемами все в большом порядке. Действие «Паруса» происходит в бесконечно далекой от нас дореволюционной Одессе, но Вильно, в котором живет Сашенька Яновская, - оно здесь, рядом с нами.

3.Надо же сказать и несколько слов о тех уникальных состояниях, про которые до Бруштейн не писали, - то есть о том, что, собственно, и определяет вхождение или невхождение текста в классику. Бруштейн, конечно, прочно (и незаметно, потому что мастер) связана с великими образцами, и потому всякий ее читатель подсознательно узнает в ее трилогии то привет от Толстого, то персонажа из детской классики второго ряда, то совершенно чеховский ход, как в истории про «бялу каву», стоимость которой вычитали из заработка молодой репетиторши, -но есть то, в чем она безусловно первая, и это-то мы запоминаем лучше всего. Ей нет равных в описании того ужасного состояния, когда человек, воспитанный в нормальных, человеческих законах, вдруг сталкивается с их прямым, сознательным извращением, иногда государственным (когда в гимназии начинают расследовать и преследовать обычное создание кружка взаимопомощи, где сильные репетируют слабых), а иногда вполне невинным, личным (когда Тамара Хованская выдумывает себе пышную родословную и впадает в истерику, будучи разоблачена). Здравый смысл, когда он сталкивается с иррациональным злом, - вот что страшно; и аргументы тут не работают, поскольку аргументы-то как раз из области рационального, из родного Просвещения, из образов и слов, а тут перед нами нечто принципиально непросвещаемое, нечто из области темного садического инстинкта. Как так: ведь всем ясно, что в деле Дрейфуса Эстергази неправ, а прав Золя! Ну вот же, и аргументы, и знаменитое бордеро с поддельным почерком, и фактическое признание злодеев, - а Дрейфус все еще на Чертовом острове! Вот же мултанское дело, вот несчастные, плачущие вотяки, виноватые ровно в том, что принадлежат к малому народу, - а их обвиняют в убийстве, и Кони со всеми своими безупречными аргументами ничего не может сделать! Вот бедных детей не пускают играть с богатыми; вот одареннейший юноша не может поступить в столичный университет только из-за вероисповедания; вот, наконец, умирают больные, хотя папа, наш добрый гений, все делает для их спасения! - и тут Сашенька Яновская сталкивается с силой, которая посильней ее правильного и сияющего мировоззрения. Да, мы понимаем - мы, читавшие Бруштейн, никогда в этом не сомневаемся, - что в основе мира лежит справедливость, что зло эффективно на малых расстояниях, а в большой истории всегда побеждает добро! Но ужас Сашеньки - и наш - в том, что в мире есть не только человек; и, страшно сказать, в человеке есть не только человек. Это ужас набоковского Цинцинната, заглянувшего под стол - и увидевшего там страшное переплетение копытных конечностей, тогда как сверху вполне благообразно беседуют его жена Марфинька и ее очередной кавалер. Иррациональная мерзость, мучительство, служение вымороченным, выдуманным, мертвенным идеалам вроде государственной бюрократии, бессмысленная риторика манифестов, античеловеческая сущность любого шовинизма - как этого много, как это давит! И как наивны были те, кто полагает все это анахронизмом! Бруштейн описывает наш, нынешний, сегодняшний ужас, когда нам лгут в глаза - и эта ложь не может быть разоблачена никакой правдой, потому что... внимание, сейчас я скажу важное, формулируемое по ходу текста... потому что эта ложь и есть правда. Это ужасная изнанка жизни, правда о нечеловеческом в человеческой природе, и многие упиваются этим, потому что только это - звериное - и кажется им подлинностью, основой, самым интересным. Поди докажи кому-нибудь, что человек по природе своей добр. Нет, он зверь, и ему нравится быть зверем, и он испытывает наслаждение, выпуская из себя зверя, Хайда, темного двойника! Тот не знает наслаждения, кто лжет по незнанию. Но тот, кто сознательно и с упоением предается в руки дьявола, тот, кто действует, как сегодняшний российский телепропагандист... или описанные Бруштейн «синявки», гимназические тиранши, отлично понимающие, насколько они неправы... Зверь, только зверь, его правда, его звериная вонь! Возникает вопрос: но зачем тогда человек? Ведь зверь УЖЕ есть - зачем же все извлекать его из подсознания, зачем становиться им, зачем объявлять ненужным, неинтересным, слабым все то, что выше зверя? На это у них нет ответа, им человек просто не нужен. Он для них - напоминание о наслаждениях, которые им недоступны; они знают одно наслаждение -мучить. Человека в ХХ веке было очень мало, но в конце концов он победил, и всегда будет побеждать, и о6 этом - Бруштейн. Ведь делать из себя человека тоже очень приятно, приятней, чем вечно выпускать Хайда, - но этому наслаждению надо научиться, как надо учиться, например, кататься на велосипеде. Ведь отнимать велосипед у другого - удовольствие гораздо меньшее, чем ехать на вполне доступном собственном велосипеде, захлебываясь ветром и сверкая спицами; но штука в том, что сначала надо выучиться. Бруштейн - из тех, кто учит быть человеком и наслаждаться этим. Я вдруг подумал, что писатель и не может сделать большего, кроме как провести эту скромную инициацию; кроме как создать клуб людей, которые будут обмениваться его цитатами - и в этом круге защищать, растить, возвышать друг друга. На моей памяти это удалось только Стругацким. Может быть, Аксенову отчасти. И вот ей, Александре Бруштейн, изобретателю велосипеда.

4.Николай Островский, который тоже был классным писателем, - иначе его книга не научила бы сопротивлению миллионы, а то и миллиарды читателей -писал о ней худруку Театра молодежи Белецкому: «Вчера я встретился с товарищем Бруштейн. Это симпатичный товарищ, очень славная женщина. Но она очень плохо слышит. Я предоставляю ей полное право писать пьесу по роману „Как закалялась сталь", но принять повседневное участие в работе я не могу. Это для меня тяжело прежде всего физически. Представляешь себе - я не вижу, а она не слышит. Это же зрелище для богов!» (И тут он оказался прав: пьеса-то получилась, ведь метод Бруштейн - именно солидарность слабых, побеждающих любые препятствия).

Она рано начала глохнуть. Пережила мужа, которого очень любила, - знакомство их было случайным, а любовь вечной, сразу и на всю жизнь. Он был старше десятью годами. Зашел в гости переждать дождь, а там на веранде стояла она, семнадцатилетняя, курносая, очень красивая Сашенька Яновская. И он, когда пришел к отцу просить ее руки, сказал: я ведь земский врач, мне ехать в глушь, я там умру со скуки. Мне предлагают разных невест, а я понимаю, что говорить с ними ни о чем не смогу. А с вашей я никогда не соскучусь (и не соскучился - почти сорок лет они прожили вместе).

«В детстве мне подарили книгу „Веселые приключения барона Мюнхгаузена". На обложке - сам барон, в гусарском мундире и треуголке пирожком, кокетливо посаженной на пудреный - с косичкой -парик, сидел на лошади, и лошадь, нагнув голову, пила воду из ручья. Но - у лошади была только половина туловища: заднюю отрубило опустившимся некстати шлагбаумом. И вода, которую пила лошадь, широко выливалась из оставшейся половины туловища. Это - моя жизнь сегодня. Смерть Сергея отрубила от меня всю прожитую жизнь, ту, что позади, за плечами, - со всеми воспоминаниями, со всеми событиями. И то, что происходит со мною теперь, - все, что я вижу, чувствую, думаю, делаю, пишу, - вливается в сохранившийся обрубок жизни - и тут же выливается. В никуда. В ни во что». Это из ее письма о смерти мужа, и такую Бруштейн мы не знали... хотя почему не знали? Разве нет в «Дороге» совершенно взрослых, страшных, отчаянных признаний - в своей беспомощности, в уязвимости? Она всегда серьезна с детьми, серьезней, чем со взрослыми, потому и книга ее оказалась универсальна, победила время.

Ее родители погибли в начале Великой Отечественной: отца расстреляли немцы, мать увезли в Треблинку и убили там. Они были глубокими стариками. В мае сорок первого Бруштейн почувствовала, что надо действовать, - поехала в Литву, только что присоединенную, в тот самый Вильнюс-Вильно, город своего детства, и стала умолять, уговаривать, убеждать родителей, чтобы те немедленно переехали к ней в Москву. И восьмидесятилетняя нянька Юзефа, увидев пятидесятисемилетнюю Сашеньку, все плакала. И у мамы в комнате царила идеальная - мамина! - чистота. Она узнала всю избыточность, всю роскошь духовной жизни отца, его книги на множестве языков, начиная с латыни, его ворчание по поводу литературных новинок, поглощаемых стремительно, жадно и благодарно. И они не согласились с ней ехать - человек, деточка, должен жить там, где он укоренился, а там уж как судьба даст... «Почему судьба, а не Бог?» -переспросила она: упоминание о судьбе было непривычно в устах матери. «Потому что судьба человеком еще как-то занимается, а Бог... он что-то совсем бестолковый стал!»

Лев Шестов замечал, что его безграмотный отец иногда дает ответы на сложнейшие философские вопросы точней, чем коллеги самого Шестова; и вот в этом «что-то Бог совсем бестолковый стал», сказанном в мае сорок первого, больше психологической достоверности, чем во всех попытках осмыслить банальность зла или запретить писать стихи после Освенцима.

Она до последних дней умудрялась собирать вокруг себя людей, нуждавшихся в ясной, твердой, пламенной уверенности в конечной победе разума и гуманизма. И на ее восьмидесятилетие в зал Дома актера, вмещавший семьсот человек, пришло полторы тысячи. Сохранилась звукозапись ее благодарной речи - Любовь Кабо опубликовала эти слова в своем превосходном биографическом очерке: «Товарищи! Я, конечно, трудяга, я много работала, мне дано было много лет... Но сделанного мною могло быть больше и могло быть сделано лучше... Смешно, когда человек в 80 лет говорит, что в будущем он исправится. А мне не смешно. Я думаю, что будущее есть у каждого человека, пока он живет и пока он хочет что-то сделать... Я сейчас всем друзьям и товарищам, которые находятся в зале и которых здесь нет, даю торжественное обещание: пока я жива, пока я дышу, пока у меня варит голова, пока не остыло сердце, - одним словом, пока во мне старится „квартира", а не „жилец", - до самого последнего дня, последнего вздоха...»

Вот это Бруштейн. Это она припечатала: «Старится квартира, а не жилец».

И потому для меня было таким недостоверным счастьем увидеть ее внука, живого, настоящего, помнящего ее отлично. У нее было двое детей -сын-инженер и дочь, основательница ансамбля «Березка». Внук живет сейчас в Америке. И мы договорились с ним, что он, обладатель всех авторских прав на ее сочинения, предоставит нам возможность издать ее хорошее, первое в жизни собрание сочинений. Где будет трилогия - полностью и с дополнительным томом «Вечерние огни». С пьесами, среди которых есть первоклассные. С очерками, сохранившимися в архиве и бесценными для тех исследователей, которые работают над установлением прототипов, выясняют подлинные имена и биографии героев «Дороги» (больше других сделала Мария Гельфонд, публикатор нескольких прекрасных страниц из бруштейновского архива). Ведь все это есть - и черновики, и огромная прекрасная переписка, и сохранившийся чудом, вопреки всем кошмарам ХХ века, гимназический журнал, который она так и берегла семьдесят лет! Я был уверен, что любое издательство с руками оторвет такой пятитомник, что читатели его расхватают, что он станет источником счастья для тысяч подростков... И почти все, к кому я обращался, мне сказали: никому это сейчас не нужно. Никто не купит. Я, может, для того и пишу все это, чтобы кто-то отозвался и меня разубедил. Сам я готов помогать этому изданию чем смогу, вплоть до перепечатки архивных документов, если понадобится. Почему-то мне кажется, что у нас это получится. Может, оптимизм этот диктуется тем, что я пишу эти заметки в одном из самых известных домов русской Америки, в семье, где привечают русских авторов, где царит веселье и деятельная любовь; и Бруштейн в этой семье - культовый автор, источник цитат на все случаи. Тут по-бруштейновски уверены, что неразрешимых проблем нет.

Прошло пятьдесят лет с того вечера, на котором ее поздравляли с юбилеем Чирков, Черкасов, Утесов, прервавшие ради этого свои гастроли и съемки. И как же далеко мы откатились от человека за эти полвека; и как же надо постараться, чтобы быть хуже советской власти! И с каким детским недоумением, с каким беспомощным негодованием смотрит на нас сегодняшних Сашенька Яновская!

Ничего. Дорога, как известно, уходит в даль, а в дали, на больших расстояниях, все складывается по-человечески.

lyudi-knigi.livejournal.com

Люди Книги А.Я. Бруштейн "Дорога уходит в даль".

Август 24, 2015

mar_gel04:42 pm - Интернет-навигатор по "Дороге". Обновлен 20.07.2011 Друзья!В этой записи я постаралась собрать и обобщить все, что связано с попыткой комментария к книге Александры Яковлевны Бруштейн "Дорога уходит в даль".Я начала собирать эти ссылки четыре года назад, когда сидела дома с маленькой дочкой - естественно, Сашей. За это время в сети появилось сообщество людей, любящих эту книгу lyudi_knigi. Участниками сообщества было сделано множество ценных находок - архивных, библиотечных, сетевых. Появились в ЖЖ родные Александры Яковлевны и люди, знавшие ее лично, мне самой удалось познакомиться с ее родными.Здесь собраны появлявшиеся в сообществе и других местах ссылки, связанные с нашей любимой книгой. Возможно, я что-то упустила - поэтому жду вашей помощи и новых ссылок. Поскольку сейчас идет работа над комментарием к книге, я прошу всех, кто присылал мне и в сообщество lyudi_knigi материалы о книге, открыть свои имена. Если Вы не хотите раскрывать свое имя в сети, напишите, пожалуйста, мне в почту: gmma собака mail.ruИтак,1. СЕМЬЯ ВЫГОДСКИХ (ЯНОВСКИХ): Подлинная история жизни ЯКОВА ВЫГОДСКОГО (ЯНОВСКОГО) http://www.luahshana.com/8.24. Из той же гродненской семьи Выгодских-Выготских был психолог Лев Выготский, двоюродный брат Якова Ефимовича. Еще о семье Выгодских: http://berkovich-zametki.com/2007/Starina/Nomer4/Rafes1.htmКниги Якова Выгодского в Иерусалимской библиотеке:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33481.htmlО деятельности Якова Выгодского и о еврейской общине Вильны:http://www.jewish-heritage.org/agran.htmна английском:http://lyudi-knigi.livejournal.com/55839.htmlСтатья одного из участников сообщества о Якове Выгодском:http://idelsong.livejournal.com/248411.htmlФотография Якова Выгодского в 1930 годы:http://lyudi-knigi.livejournal.com/48444.htmlВоспоминания о Виленском гетто и последних днях жизни Якова Выгодского:http://lyudi-knigi.livejournal.com/41848.html#commentsИ здесь:http://lyudi-knigi.livejournal.com/52087.htmlЯд-Вашем, лист свидетельских показаний:http://lyudi-knigi.livejournal.com/44521.htmlЕще один виленский врач - возможный прототип Айболита:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35820.htmlФотографии семьи Выгодских (в романе Яновских) - Бруштейн http://fenek-ann.livejournal.com/1403.html Еще о братьях Выгодских: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33911.htmlФотография Саши http://ma-mashka.livejournal.com/79015.html#cutid1 О брате Якова Выгодского, Гаврииле Выгодском, враче-офтальмологе можно прочитать здесь http://www.mmm.spb.ru/MAPO/16/14.phpЗдесь о семье Выгодских пишет правнучка Гавриила - брата Якова Яновского.http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/40192.html Там же немного рассказывается о брате Александры Яковлевны - Семене Яковлевиче (СЕНЕЧКЕ-СЕНЮШЕ) и его семье.Книга написанная С.Я. Бруштейном:http://vnu4ka.livejournal.com/158230.html

А вот найденный участницей сообщества дед А.Я. по матери - СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ ЯДЛОВКИН:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50719.htmlhttp://parma-astar.livejournal.com/883.html#commentsИ его сын - дядя Миша:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54245.html

АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА БРУШТЕЙНСтатья Любови Кабо об Александре Яковлевне Бруштейн: http://www.lechaim.ru/ARHIV/105/kabo.htmЮбилейное стихотворение Маршака,посвященное Бруштейн: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/34210.htmlЛев Копелев об Александре Бруштейн:http://www.jewish-library.ru/orlova/myi_zhili_v_moskve/1-4.htmБиблиография А.Я. Бруштейн: http://www.philipp-bittner.com/Bse/A-GOGO/0405.htm Статья о Бруштейн в Еврейской энциклопедии:http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10781&query=Мемуары об Александре Яковлевне: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/37292.htmlhttp://www.pahra.ru/chosen-people/simukov/brushtein/index.htmhttp://soyuzpisateley.ru/colzo/35/35valper.htmСын Александры Яковлевны Михаил Бруштейн и Даниил Хармс:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/22973.htmlТекст книги А.Я. Бруштейн "Вечерние огни": http://vnu4ka.livejournal.com/146452.htmlСтатья о "Вечерних огнях": http://booknik.ru/publications/?id=31825Там же - довольно спорная статья "Вопросы и ответы в семье Яновских":http://booknik.ru/context/?id=17081Пьеса "Голубое и розовое" - первые подступы к "Дороге..."http://lyudi-knigi.livejournal.com/54467.htmlИ другие ее книги:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54712.htmlМогила Александры Яковлевны на Новодевичьем кладбище: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/31303.htmlПортрет дочери А.Я. Бруштейн - Надежды Надеждиной:http://lyudi-knigi.livejournal.com/43413.html

ФОТОГРАФИИ ГЛАВНЫХ И ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ КНИГИ (ПОДБОРКА):http://public.fotki.com/lana999/others/f7e33/и о самих героях (отчасти дублирует другие ссылки):http://journals.fotki.com/lana999/f8ade/

ВИЛЬНЮССКИЕ АРХИВЫ - продолжение следует:http://lyudi-knigi.livejournal.com/54955.htmlи памятные книги:http://lyudi-knigi.livejournal.com/55180.html

ПОДРУГИ САШИ.Больше всего известно о Лиде Карцевой - Марии Картавцевой: http://raf-sh.livejournal.com/191956.html?view=4559060#t4559060 Как сложилась ее судьба - что не известно. Вот одно из предположений:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50009.htmlТам же в комментариях список выпускниц Смольного Института. К сожалению, пока ничего не известно о прототипах Тамары и Лени Хованских. Но есть уже первые попытки их разыскать:http://lyudi-knigi.livejournal.com/49894.htmlИ попытки разыскать Ивана (Исаака?) Константиновича Рогова:http://lyudi-knigi.livejournal.com/53427.htmlhttp://lyudi-knigi.livejournal.com/53529.htmlМакс Штейнберг, друг Лени, выпускник первой Виленской мужской гимназии http://www.petergen.com/history/wil1gim.shtmlЕще о композиторе Максимилиане Штейнберге: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29117.htmlИ его сестре Диночке Штейнберг - Валентине Щупак, санскритологе:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29462.htmlhttp://odysseus.msk.ru/numbers/?year=2005&id=83Можно предположить, что настоящая фамилия Мани Фейгель - Фейгина. Тогда в списках окончивших Виленскую гимназию в 1892 году с золотой медалью есть ее брат - Мордко Фейгин (в книге - Матвей Фейгель).Несколькими годами раньше ту же первую Виленскую мужскую гимназию окончил Василий Шверубович - будущий Василий Иванович Качалов http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/5109/bio/Вот еще один список выпускников Виленских гимназий http://kdkv.narod.ru/Vilna/Vilna-full.htm. Там, кстати, есть Константин Норейко - возможно, двоюродный брат Мели, сочинившей про красавицу Андалузию:) В этих же списках есть и Выгодские - Гавриил (Ганя) и Михаил (видимо, Мирон). Есть в этих списках и еще ряд хорошо знакомых по книге фамилий: Юлиан Пальчик (не у его ли отца, доктора Пальчика, "сломали кушетку пополам"), Александр Стембо (в книге упоминается доктор Стембо), Сигизмунд Юндзилл (фамилия этого доктора также есть в книге). А вот прототипом Гриши Ярчука мог быть либо Иосиф Каменецкий, либо Михаил Мозонсон (только эти еврейские юноши окончили гимназию в 1902 году с золотой медалью). В один год с ними закончил с отличием гимназию и виднейший востоковед-арабист И.Ю. Крачковский.

ИНСТИТУТЭкзамены в институт. Процентная норма в дореволюционной России:http://www.eleven.co.il/article/13338Полное название института, в котором училась Саша, - Виленское Высшее Мариинское училище. В его начальницу - Александру Яковлевну Колодкину (Колоду) - действительно был влюблен И.А. Гончаров.Об истории их отношений можно прочитать здесь http://next.feb-web.ru/feb/gonchar/critics/gvs/gvs-086-.htmО директоре Тупицыне - в комментариях: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/30621.htmlА вот - список учителей Виленского Высшего Мариинского училища:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35972.htmlИ другие документы института:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/34628.htmlСтандартный учебный план для мариинских институтов:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/30936.htmlГродненская женская гимназия, куда перевели Гренадину:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/?skip=50А аттестат Мариинского училища выглядел так:http://lyudi-knigi.livejournal.com/34628.html#comments

ВИЛЬНОЖЖ-путеводитель: Вильнюс А.Я. Бруштейн:http://gornyj.livejournal.com/284456.htmlСтатья Генриха Аграновского "Памятники еврейской истории и культуры в Вильнюсе":http://www.jewish-heritage.org/agran.htmПушка на горе Гедимина: http://szhaman.livejournal.com/452751.htmlЗамковая гора:http://szhaman.livejournal.com/447064.htmlПанорама Вильны:http://szhaman.livejournal.com/370567.htmlСтатья из энциклопедии Брокгауза и Ефрона о Вильно http://shatura.laser.ru/E/%f7%c9%cc%d8%ce%c1.htmlПрекрасная коллекция путеводителей по Вильно:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/13480.htmlВильнюсские адреса книги: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/39443.html И еще немного: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35137.htmlСовременные фотографии Вильнюса: http://melanyja.livejournal.com/523994.htmlВильно в акварелях Добужинского: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/40454.htmlhttp://community.livejournal.com/lyudi_knigi/33779.htmlОстра Брама:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/8343.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/443310.htmlБотанический сад:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/13668.htmlРесторан Ботанического сада и афиши, подобные тем, которые читала Юлька:http://szhaman.livejournal.com/176110.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/371891.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/393237.htmlЕще старые фотографии Вильны:http://szhaman.livejournal.com/415691.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/418204.htmlhttp://szhaman.livejournal.com/419597.htmlФильм о Вильно:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/35449.htmlЗамок в Троках:http://szhaman.livejournal.com/400386.htmlО виленских евреях:http://szhaman.livejournal.com/392464.htmlВанька-извозчик на улице Вильнюса:http://szhaman.livejournal.com/457243.htmlМатка-боска Острабрамска, Ченстоховска:http://lyudi-knigi.livejournal.com/42369.html

РЕАЛЬНЫЕ ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ И СИТУАЦИИ:Юноша, читавший монологи Чацкого и Онегина на Замковой горе, - Илларион Певцов, сыгравший потом роль полковника в "Чапаеве". http://www.krugosvet.ru/articles/99/1009969/1009969a1.htmКомиссаржевская в Вильне:http://lyudi-knigi.livejournal.com/50665.htmlЕще информация о гастролях Комиссаржевской в Вильне:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/36437.htmlНо больше всего - у самой А.Я. Бруштейн в книге "Страницы прошлого". О Валентине Свиридовой, Леле Мухиной и печке-Фернанде:http://lyudi-knigi.livejournal.com/51616.htmlЮзеф и Станислав Древницкие - http://n-t.ru/ri/gn/kl10.htmСтатья в "Костре"http://www.kostyor.ru/archives/5-08/heros.phphttp://www.minsk-old-new.com/minsk-2984.htmhttp://www.peoples.ru/sport/parachuter/andre-jac_garneren/http://www.activesport.info/index.php/commands/cmd_show/res_appendix/res-rec_20/index.htmlhttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20046/Рассказ Короленко "Парадокс" о безруком художнике - видимо, другом, хотя место и время действия почти совпадают http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0210.shtmlБуду признательна, если кто-то сможет указать прототипа. Казнь революционеров, о которой рассказывает Павел Григорьевич: http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/38681.htmlОчень подробная статья о "якутском деле" здесь:http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer9/Gurevich2.phpОдин из них - Лев Матвеевич Коган-Бернштейнhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/57140/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BDДругой - Альберт Львович Гаусманhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/32333/Ð“Ð°ÑƒÑÐ¼Ð°Ð½В поисках прототипа Павла Григорьевича:http://lyudi-knigi.livejournal.com/45853.htmlГирш Лекерт и покушение на губернатора Вильны:http://www.eleven.co.il/article/12409Что играл в память бабушки Леня? Скорее всего:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/32605.htmlСтатья Короленко "Мултанское жертвоприношение": http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtmlЗдание уездного суда в Елабуге, где происходило слушание дела:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/29937.htmlТюремный доктор Эйхгольц:http://www.medline.ru/public/histm/medmono/100/10.phtmlО нем еще - в "Цветах Шлиссельбурга".Книжка "Галерея детских портретов":http://lyudi-knigi.livejournal.com/55839.html

ИЗ ЗАБАВНОГО:"День прошел, иду ко сну..." http://en.wikipedia.org/wiki/Luise_HenselСтихотвореньице, которому учила Сашу Фрейлен Цецильхен:http://lyudi-knigi.livejournal.com/44871.htmlСтихотворение "На листочке алой розы...": http://ggordeeva.livejournal.com/235348.html?view=827220#t827220А вот так выглядел девичий институтский альбом:http://valaamov-osel.livejournal.com/80737.htmlИллюстрации к роману Мели Норейко "Страдалица Андалузия":http://buckland.narod.ru/newpages/imajes/andaluzia.htmПечень по-гусарски, которую готовила мама Люси Сущевской:http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/26616.htmlКнига "Сапоги Карла Маркса":http://community.livejournal.com/lyudi_knigi/26214.html

Сентябрь 5, 2017

junet10:41 am - Шопеновская улицаНа Шопеновской улице (ныне V. Šopeno) жил институтский учитель алгебры и геометрии, Серафим Горохов, упомянутый несколько раз в 3 части "Дороги". Редкий преподаватель, которому были не безразличны ученицы - понимая, что математику им толком не преподавали, он решился (рискованный шаг) дать им для подготовки билеты для экзаменов.Вот, нашла старое фото этой улицы. Красивая.

Март 14, 2016

Сентябрь 17, 2013

ezhiuke03:04 pm - документальный фильм о вильнюсеДовоенный Вильнюс и военных времен.может, кому интересно будет. фильм 40 минут. женщина ходит по городу и показывает, где раньше что было :)почему она так медленно говорит? чтобы корреспонденты поняли?помню, моя бабушка с подругами на идиш тараторили - раза в три быстрее :)

Январь 28, 2010

taanyabars12:59 am - Старый ВильнюсЭто лучшие съемки Вильнюса, которые я когда-либо видела.Смотреть первые пять минут, пока не появится название фильма (фильм тоже хороший, но это совсем другая история). Действие фильма происходит в 30-е годы 20 века, но мне почему-то кажется, что во времена Книги все было так же, разве что фасоны одежды немного поменялись.

Июль 26, 2009

sinantrop05:39 pm - Гродненская женская Мариинская гимназия,куда перевели Гренадину.

Здание живо до сих пор -один из корпусов университета. Бывал в нем в те  поры, когда гимназический дух не вполне еще выветрился.Преподавательские кафедры могли быть теми самыми.И черные доски.http://www.oldgrodno.com/d/24737-3/Grodno_gimnazium.jpg

Июль 20, 2009

taliona08:51 am

"С  дедушкой  и  группой  моих  подруг мы приходим всоседний Екатерининский сквер, занимаем две скамейки. Дедушка просто расцвелот радости! Еще недавно Юзефа сокрушалась:     "Наш старый пан  аж с лица спал через тех румунцев..." (Румунцы, всякийпонимает, - это вотяки.)     И   действительно,  в  последние  дни,  когда  исход  процесса  казалсянеблагоприятным,  дедушка  положительно  не находил себе места от  тревоги ибеспокойства. Сейчас вотяки оправданы, я перешла  с первой наградой, дедушкасмотрит на мир гордо и весело, как цветущий пион......Как раз в  эту  минуту  в  одном из  соседних дворов шарманка  начинаетиграть модный вальс "Невозвратное время".  Мы прислушиваемся - и, словно  покоманде, пускаемся парами плясать в аллее сквера!     -  Девочки!  - пытается  дедушка  остановить  нас.  -  Здесь же  сквер,неудобно!"Вот он - Екатерининский сквер. Если пройти чуть вперед, и повернуть налево, придешь к институту.

Июль 17, 2009

betsey_trotwood01:10 pm - Про пушечный выстрелА я уже начала свои историко-географические разыскания! "Но в эту минуту раздается пушечный выстрел: это с горы, над городом, гремит старинная пушка, ежедневно возвещающая жителям полдень". Полезла искать, с какой именно горы, и нашла вот эту статью.Почитайте, любопытно.

Июль 16, 2009

chuchuna08:18 pm - Старый Вильнюс

В Вильнюсе есть старый район, Ужупис называется, в котором дома дряхлые до невозможности. Я точно не знаю, но скорее всего во время, описываемое в Книге, они уже существовали. Вильнюсцы эту рухлядь берегут (не дай Боже чего разрушить! ) и понемногу восстанавливают.                                                              

( Читать дальше...Свернуть )

chuchuna08:37 am - Вильнюс - Остра Брама

               

                         

lyudi-knigi.livejournal.com

О Валентине Свиридовой, Леле Мухиной и о печке-Фердинанде.

Апрель 24, 2011

parma_astar12:55 pm - О Валентине Свиридовой, Леле Мухиной и о печке-Фердинанде.Originally posted by parma_astar at О Валентине Свиридовой, Леле Мухиной и о печке-Фердинанде. Не перестаю радоваться книге воспоминаний Александры Бруштейн "Страницы прошлого". В главе Второй "Вера Фёдоровна Комиссаржевская" есть такие строки:" В дружественную нам семью М-чей, живших в одном с нами доме, на одной площадке лестницы, приехали на рождественские каникулы их дети -- сыновья-студенты и дочь-певица, обучавшаяся в Петербургской консерватории. Дом М-чей сразу оживился, наполнился шумной, весёлой молодёжью, студентами, курсистками. Среди них я тогда впервые увидела товарища младшего М-ча, студента Шверубовича, впоследствии великого русского артиста Василия Ивановича Качалова. Тогда он был ещё только страстным театралом, мечтавшим отдать себя театру. Вместе с дочерью М-чей приехала из Петербурга её подруга, только что выпущенная из драматической школы молодая артистка Любовь Ивановна З. Все полюбили Любовь Ивановну за молодое обаяние, скромность и чувствовавшуюся в ней одарённость. Все звали её просто и ласково Любочкой.       Любочка получила дебют в виленском городском театре в роли Луизы ( "Коварство и любовь" ). С утра она начинала работать.       - О Фердинанд! - молила Любочка, падая на колени перед круглой, пузатой печкой и простирая к ней руки. - Сжалься над моей молодостью, Фердинанд! ( Печку эту ещё много лет спустя продолжали звать Фердинандом) ".

          Из  "Дороги..." :" И вот, придя из института, где нас распустили на пасху, я ещё в передней слышу весёлые голоса, смех, обрывки музыкальных фраз, проигрываемые на рояле или пропетые красивым женским голосом.       - Валентина! - кричу я в счастливом  упоении. - Валентина приехала!       И мчусь сломя голову на голоса, смех и музыку. <...>       Это Валентина Свиридова, пианистка  и певица, дочь инженера Свиридова, нашего соседа по квартире ( они живут с нами на одной лестничной площадке) . <...>       Вместе с Валентиной приехала на каникулы будущая драматическая актриса Леля Мухина" ...

       Помню, как в детстве, да и позднее,  я со "счастливым упоением" читала эту главу - "Весенние каникулы". Наверное, можно отыскать и полные подлинные имена  героинь: "ослепительного человека"  Валентины и "очень живой, весёлой" Лели, вероятно, вышедшей замуж за Володю, брата Валентины...      

PS  надеюсь, обошлось без "незабудудок" :) 
From:Date:
hanka
Апрель 24, 2011 08:58 am
(Link)

даже не помню, удалось ли мне прочитать "Коварство и любовь" или так и осталось в планах, но вот это вот "О Фердинанд! Меч завис над твоей и моей головой! Нас разлучат!" - цитирую всю жизнь :)

Ну вот,и у меня эти слова все время на языке, причём тут же возникает образ пузатой печки. А ещё: "Цум эрстен маль ин майнем лебен..."

From:Date:
shurra
Апрель 25, 2011 03:19 am

Фердинанд :))))

(Link)

Люблю эту главу - очень она светлая и добрая. Спасибо, что напомнили!

> Наверное, можно отыскать и полные подлинные имена героинь: "ослепительного человека" Валентины и "очень живой, весёлой" Лели, вероятно, вышедшей замуж за Володю, брата Валентины...

Можно попробовать поискать в следующем направлении..."Иногда Леле Мухиной "подыгрывает" в работе студент Вася Шверубович, товарищ по гимназии Володи Свиридова".

Предположим, они учились в одном классе... Но среди выпускников Виленской 1-й гимназии за 1894 год никакого Володи Свиридова нет (что не удивительно))) Зато есть в списке некий Осип Меерович... и эта фамилия вполне вписывается в сокращение из "Страниц прошлого": "В дружественную нам семью М-чей..."

Прекрасно! В общих списках выпускников Виленских гимназий есть ещё Меерович Борис, 1890 года выпуска, вероятно, это "Володя Свиридов". В памятной книжке на 1889 год есть ОДНА семья Мееровичей, проживали на Вилейской улицее в доме Вишневского. Но не могу найти певицу Меерович - ученицу прославленной Ирецкой. Понятно, что полных списков нет... тупик.

Общего списка выпускников Виленских гимназий я не видела... В книге "Володя" фигурирует как студент-медик... Если он закончил гимназию в 1890, то в 1895 уже должен был быть врачом (срок обучения на медицинских факультетах составлял 4 года)... Хотя последнее не аргумент... при ревизиях обнаруживались люди, учившиесяв течение 15-25 лет... Кроме того, из "Страниц прошлого" понятно, что братьев "Свиридовых" было несколько... и Осип Меерович вполне может быть младшим братом Бориса Мееровича...А с "Валентиной" действительно тупик... Среди учениц профессора Ирецкой в Инете фигурируют только выдающиеся или близкие к ним(((((

А дом Вишневского в памятной книжке есть ещё на ул. Виленской, скорее всего, это правильный адрес (В старое время столько опечаток было!). Сашенька Яновская жила на углу Виленской и нынешней Исландиес (д.31/1). Значит, Мееровичи их соседи и есть.А Валентина -что-то есть между строк - вероятно, была уже замужем,старше Володи, значит, старше Сашеньки лет на 12. Действие происходит в 94 году,да? значит,Валентине не меньше 22-х, но, наверно, больше,ведь она уже всю Европу объездила, училась, выступала.Вероятно, у неё фамилия мужа.Какая? Есть в муз. словарях певицы Маркович и Мацулевич, но о них такие неполные сведения,всё ведут в никуда...

lyudi-knigi.livejournal.com